Православные церкви Кадыйского района.
Церковь Николая Чудотворца
Церковь является архитектурной доминантой поселка Кадый. Церковь каменная с каменною колокольнею, построена в 1811 г. на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной, разобранной в начале XIX в. Свод и стены трапезной храма были расписаны на евангельские сюжеты в технике клеевой живописи.
Когда - то в этом приходе было 13 селений на пространстве 18 верст. Прихожан на 1909 г. числилось 1688 -мужского пола и 1875 - женского пола. Занимались прихожане хлебопашеством, сплавом леса по рекам и шерстобитным промыслом.
При царствовании Александра 2 в Кадые была открыта церковно - приходская школа. Все былое величие храма рухнуло в одночасье. После революции 1917 года начались репрессии на священников. Храм разоряли, в 1927 году сбросили колокола со звонницы, а осколки увезли в неизвестном направлении. В день страшной трагедии на центральной площади п. Кадый народ собрался со всей округи.
После закрытия храм использовали как складское помещение Кадыйского сельпо и кинопроката. А в 60 - годы исполком принял решение о разборке церкви как аварийного здания, которое не может использоваться по назначению.
К счастью, не смогли разобрать на века построенное здание храма. В 90-х годах XX передали его костромской Епархии, и началась реставрация. В 1992 году возобновилась служба в храме.
Большие усилия приложил к восстановлению храма священник, протоирей М.Н.Янцевич. Благодаря его стараниям постепенно Никольский храм возвращает себе былое величие, а вместе с этим и прихожан.
Церковь Ильи Пророка
Деревянная, на кирпичном цоколе церковь расположена рядом с дорогой на въезде в село Ильинское, неподалеку от речки Никифоры. Возведение храма на этом месте не было случайным - по легенде именно здесь являлись знамения свыше в виде святящегося огонька.
Церковь срублена в 1913 году из сосновых бревен диаметром 17 см без обшивки и в дальнейшем не перестраивалась. Чрезвычайно редкий в провинции пример деревянного культового здания, архитектура которого тяготеет к упрощенным формам неорусского стиля, получившим своеобразную интерпретацию.
После революции церковь несколько лет была закрыта, и богослужения в ней возобновились в 1946 году.
Церковь Ильи Пророка является объектом культурного наследия федерального значения.
Церковь Рождества Пречистой Богородицы с. Завражье
Архитектурный ансамбль из двух храмов, оба каменные с колокольнею:
а) летний - однопрестольный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1842 году тщанием прихожан.
б) зимний трехпрестольный: 1.Сошествия Святого Духа на Апостолов; 2. Святителя
Николая; 3. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Ограда каменная. Кладбище в ограде. Причт: 2 священника и 2 псаломщика.
Прихожан: 1180 м.п. и 1320 ж.п. По роду занятий приход сельскохозяйственный с отхожим промыслом (сплав леса). Раскольников и сектантов нет. Приходских селений 20. Школы в приходе 2; 1 церковно - приходская; 2- 2х классная министерства Просвещения.
По данным архива Императорской Археологической комиссии 1909 г.
В 1932 г. в этом храме крестили кинорежиссера А.А.Тарковского. Здесь служили предки священника и Богослова П.А.Флоренского.
Церковь Воскресения Господня в с. Низкусь
В селе стояла деревянная церковь, первые упоминания о которой относятся к 1629 году. В 1804 году на ее месте была возведена кирпичная церковь Обновления храма Воскресения Господня с приделами Макария Унженского и Параскевы Пятницы.
Это храм типа восмерик на четверике в несколько запоздалых формах раннего классицизма. Службу в церкви осуществляли отец, затем сын Касторские, дьяк, пономарь и две монахини.
Последний священник погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.
Церковь Рождества Христова в с. Борисоглебское.
Храм построен в 1821 г. на западной окраине села на пологой возвышенности, господствующей над долиной небольшой речки Талицы.
Характерный для Костромской области пример сельской приходской церкви, демонстрирующей сильное запаздывание архитектурных форм.
В интерьере сохранились остатки клеевой академической живописи конца 19 в.: «Новозаветная Троица», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Распятие».
Церковь Преображения в с. Столпино
Расположена в центре села на высоком обрывистом берегу Горьковского водохранилища.
Храм, построенный в первой половине 18 века, сохраняет в своей композиции и фасадном декоре традиционные формы 17 века. Храм перестраивался -формирование здания завершилось во второй половине 19 в. Тогда же стены здания были покрыты снаружи цементной штукатуркой. Сохранившаяся в интерьере живопись неоднократно переписывалась и поновлялась.
Церковь Владимирская в с. Ведрово
Стоит на площади в южной части села, разделенного надвое оврагом.
Один из наиболее распространенных типов приходского храма в запоздалых формах раннего классицизма. Кирпичная, побеленная по обмазке Владимирская церковь с теплым приделом Николая Чудотворца возведена в 1813 г. тщанием прихожан.
Единственный сохранившийся фрагмент масляной живописи конца 19 в.- верхние части фигур двух святых с выразительными ликами (возможно, часть композиции «Христос в доме Марфы и Марии»)
Церковь Преображения Господня в с. Чернышево
Небольшая по размерам кирпичная Церковь Преображения построена в 1823 году последним из владельцев усадьбы П.И.Петровым. Ранее здесь стояла деревянная церковь, построенная в 1627 году. В «Переписной книге 1627 года» записано: «Село, что была деревня Чернышово, на речке Кусце…»
Церковь - это то немногое, что осталось от уникального ансамбля русской помещичьей усадьбы XIX в. В архитектуре храма классическая обработка фасадов сочетается с оригинальным объемным решением, соответствующим традициям барокко.