09 янв2019
НОВОГОДНИЙ ЭКСПОНАТ
3 января. Новогодние каникулы. В Кадые деревенского затишья не наблюдается. Тяжелая техника грейдирует дороги, чистота, простор на проезжей части и на пешеходных дорожках тротуаров. Музыка со стадиона разносится по всему поселку. Пока на каток спешат младшие школьники, малыши с бабушками, папами и мамами. Позднее ледовое поле «оккупирует» молодежь. Поселковая администрация постаралась, лед на катке гладкий, залит вовремя. Каждый день метет, засыпает снегом, но площадь заботливо расчищена, коньки в прокате есть: вставай на лезвия и получай удовольствие!
Рядом, по всему стадиону – торная лыжня: чувствуется, что спортсмены-лыжники входят в форму, не упускают возможности потренироваться в свободное время, готовятся к традиционным стартам.
На снежном развале вырисовывается еще один объект – расчищенная площадка, с воротами, обнесенная красными флажками. Оказывается, накануне был мини-футбол на снегу. Вот так – этот вид спорта настолько стал популярным, что даже и зимой устраиваются футбольные баталии.
Около Никольского храма – тоже движение. Идет подготовка к Рождеству Христову. Инициативные прихожане помогают возводить вертеп из снега, наподобие грота, в котором, согласно христианскому преданию, родился Иисус Христос.
Рядом, по всему стадиону – торная лыжня: чувствуется, что спортсмены-лыжники входят в форму, не упускают возможности потренироваться в свободное время, готовятся к традиционным стартам.
На снежном развале вырисовывается еще один объект – расчищенная площадка, с воротами, обнесенная красными флажками. Оказывается, накануне был мини-футбол на снегу. Вот так – этот вид спорта настолько стал популярным, что даже и зимой устраиваются футбольные баталии.
Около Никольского храма – тоже движение. Идет подготовка к Рождеству Христову. Инициативные прихожане помогают возводить вертеп из снега, наподобие грота, в котором, согласно христианскому преданию, родился Иисус Христос.
А в районном краеведческом музее - очередная встреча. Музейщики разработали на период зимних каникул целый цикл лекций, посвященных традициям новогоднего праздника. Кстати, как раз 3 января речь зашла об игрушках, которыми украшали в домах лесных красавиц, о старинных русских забавах. К этому мероприятию в одном из музейных залов установлена нарядная елочка, подготовлена выставка игрушек разных лет, а также красочных открыток, которые люди при отсутствии интернета посылали друг другу в качестве поздравлений с добрыми пожеланиями.
Директор музея П. А. Веселов напомнил аудитории о событиях дня 3 января в истории России. А затем был увлекательный рассказ с демонстрацией наглядных фотоснимков о традициях празднования Нового года, о возникновении этого праздника. Оказывается, он зародился еще при язычестве. Древние люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. Новогодние праздники имели очень много обрядов: играли в игры, пели песни, водили хороводы. Волхвы предсказывали будущее, а девушки гадали на суженого. Но, главное - все ходили друг к другу в гости.
Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце 15 века, а по другой - в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. И только с 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января.
Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе Пётр І объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В. И. Лениным документ вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая вновь вошла в наши обычаи 31 декабря 1935 года. В 1949 году день 1 января стал нерабочим.
Обо всем этом поведал пришедшим на мероприятие в краеведческий музей директор и одновременно замечательный рассказчик П. А. Веселов.
Затем увлекательный разговор продолжился за чаепитием. Т. Н. Чистякова, Т. А. Кольцова и другие захватили с собой довольно любопытные фотографии и открытки – свидетельства празднования Нового года в Кадые в прошлые времена, и дополнили рассказ Павла Анатольевича.
Директор музея П. А. Веселов напомнил аудитории о событиях дня 3 января в истории России. А затем был увлекательный рассказ с демонстрацией наглядных фотоснимков о традициях празднования Нового года, о возникновении этого праздника. Оказывается, он зародился еще при язычестве. Древние люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. Новогодние праздники имели очень много обрядов: играли в игры, пели песни, водили хороводы. Волхвы предсказывали будущее, а девушки гадали на суженого. Но, главное - все ходили друг к другу в гости.
Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце 15 века, а по другой - в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. И только с 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января.
Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе Пётр І объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В. И. Лениным документ вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая вновь вошла в наши обычаи 31 декабря 1935 года. В 1949 году день 1 января стал нерабочим.
Обо всем этом поведал пришедшим на мероприятие в краеведческий музей директор и одновременно замечательный рассказчик П. А. Веселов.
Затем увлекательный разговор продолжился за чаепитием. Т. Н. Чистякова, Т. А. Кольцова и другие захватили с собой довольно любопытные фотографии и открытки – свидетельства празднования Нового года в Кадые в прошлые времена, и дополнили рассказ Павла Анатольевича.